РАЗНОЕ

Учение о совершении даров

«Сканда Пурана» книга 1, раздел второй.

Учение о совершении даров

Дана (дар, жертвование) имеет две хету (причины), шесть адхиштан (мотивов), шесть анг (частей), две паки (места), четыре пракары (способа), тривиддхи (вида правил) и три наши (губительные обстоятельства).

О двух причинах даны. Шраддха (вера) и шакти (возможность) являются двумя причинами увеличения и нерушимости раздачи даров. Количество пожертвованных вещей может быть большим или малым, в обоих случаях они являются причиной процветания. /38-41/

О Вере. Есть такие стихи: «Дхарма – тонка. Она не обретается через телесные страдания или физическим усилием. Она не обретается грудой богатства. Вера (шрадха) – есть (причина) Дхармы. Она есть высшая аскеза. Вера есть небеса и Освобождение. Вера – есть вся вселенная». /42-43/

Если кто пожертвует все имущество и саму жизнь без веры, тот не достигнет блага. Поэтому он должен быть верующим и искренним. /44/

Дхарма обретается через веру, а не через груду богатств, ведь мудрецы, которые были бедны и мудры, достигали небес, жертвуя с верой. /45/

Слушай (внимательно), вера для воплощенных бывает трех видов, согласно природе: саттвика, раджасика и тамасика. /46/

Те люди, которые в саттве почитают богов, те, кто в раджасе – якшей и ракшасов, те, кто в тамасе, почитают бхутов (духов и привидения). /47/

Поэтому Господь Рудра благословляет тот дар, который поднесен верующим и отдан достойному. Богатство должно быть обретено честно и благочестиво, даже если оно невелико по количеству. /48/

Остаток, после того как накормлена и одета семья, может быть поднесен как дар, иначе даритель подобен меду снаружи и яду – внутри. /49/

Когда тот, кто испытывает нужду, отдает дар тому, кто в достатке – он действует, подобно человеку, пьющему яд, думая, что пьет мед. Его дар – только видимость праведности. /50/

Тот, кто совершает погребальные обряды, приносящие беспокойства и страдания слугам, сам подобен мертвецу. /51/

Даже во время опасности мудрый не должен давать следующие девять видов даров: общие (саманья), недавно приобретенные (ячита), приобретенные в долг (ньяса), заложенное (адхи), жену (дара), доверенное (даршана), отложенное на черный день (анвахита), отданное на хранение (никшепа) и все имущество (сарвасва), когда жива семья. Человек, который совершает такой дар, – глупец и должен совершить покаяние. Итак, о царь, (тебе) объяснены две причины. Милостиво выслушай, теперь я поведаю о шести основаниях. /52-54/

Дхарма, артха (богатство), кама (желание), врида (стыд), харша (восторг), бхайа (страх) – именуются шестью мотивами даны. /55/

Если дар совершается достойным, каждый день, без ожидания награды, но лишь из чувства долга – это называется дхармаданой. /56/

Дар богатого человека, пожертвованный с целью обрести еще большее богатство, именуется артхаданой. Выслушай о камадане. /57/

Дар, сделанный по определенному случаю, или в ожидании награды или того, что он вернется, или с сильной привязанностью к одариваемым, именуется камадана. /58/

Дар, совершенный из стыда, по обещанию перед собранием известен как вридадана. /59/

Если дар совершается после того, как услышано или увидено нечто приятное и дается из восхищения – эта дана именуется, искушенными в Дхарме, харшаданой. /60/

Если дар дается человеку, который не поможет, ради избежания упреков и возражений, осуждения или оскорбления – это именуется бхайаданой. /61/

Таковы шесть мотивов даны, теперь слушай об этих шести частях: дата (дающий), пратиграхита (принимающий), шуддхи (чистота), дея (отдаваемая вещь), дхармаюк (вещь, связанная с Дхармой), деша и кала (место и время) – известны как шесть частей даны. У высоко-почитаемых дающих – шесть признаков: свободный от болезни, праведный, желающий давать, лишенный пороков и несчастий, благого нрава, занятый непорочной деятельностью и занятием. /62-64а/

Даритель, который не имеет веры, чей ум беспокоен и неустойчив; кто груб и труслив, кто лжив и всегда сонлив – считается по природе тамасикой. Брахман, который чист трояко в отношении семьи, обучения и неведения; чья жизнь скромна, кто милостив и уважаем; чьи органы чувств обузданы, и кто свободен от пороков и их источников, именуется принимающий (патра). Если удовольствие непосредственно выражаемое видится на лице дающего, или если он выказывает гостеприимство и отсутствие злобы, это именуется чистотою (шуддхи). /64в-66/

Богатство, нажитое без причинения беспокойства другим, без причинения боли, собственными усилиями, – именуется дея (предмет, который следует давать); оно может быть большим или малым. /67/

Если дар связан со святым местом или благодеянием, он именуется дхармаюк. Если есть неприятие (в сердце) – блага не будет. Место и время для даны, следует старательно выбрать. Если они подобающие, они превосходны, не иначе. Поведано о шести частях. Слушай о двух местах, где достигается благо. Говорится, что благо (посредством даны) достигается в двух местах: в этом и в ином мире. /68-70/

Если кто жертвует праведникам, благо достигается в ином мире, если дар сделан неправедным (людям), благом он будет наслаждаться здесь (в этом мире). /71/

Так именуются два места даны, теперь выслушай о способах: это – дхрува, ахустрика, камья и наймиттика. /72/

Это – ведический путь раздачи даров, разделенный на четыре и объясненный брахманами. Раздача воды, мест омовения, парков, озер и прочего, плодами которых наслаждаются все, – именуется дхрува. То, что раздается ежедневно, именуется ахустрика. То, что раздается из желания обретения потомства, победы, процветания, жены и детей, – именуется камья. Оно основано на желании. В Смрити наймиттика дана, именуется троякой: калапекша, крийапекша и гунапекша. Эти обряды всегда совершаются без хомы. Эти разновидности поведаны тебе. Теперь поведаю три вида правил. /73-76/

Три вида их (именуются) уттама (высшие), мадхйама (средние) и каништха (низшие). Есть восемь высших видов даров, согласно правилам, четыре средних и один низший. Такова триада (даны). /77/

Уттамаданы таковы: дома, дворцы, обучение, земля, коровы, спасение жизни через лечение, пища и защита от посягательств. Это именуется уттамаданой, поскольку эти прекрасные вещи подносятся как дар. /78/

Пища, зерно, ложа, украшения, повозки, лошади и прочее – являются мадхйамаданой, потому что средние вещи подносятся в качестве даров. /79/

Поднесение обуви, золота, сосудов и прочего, творога, меда, сидения, светильников, посоха, драгоценных камней и прочего – именуется каништха, последней в жизни. Слушай о трех разрушительных обстоятельствах даны. /80-81/

Если даритель сожалеет после совершения дара, он называется асурическим. Он лишен блага. Если даритель дарит без веры и искренности – это называется ракшаса, оно также бесплодно. Если даритель бранится, а затем производит дар – это именуется пайшача, оно также бесплодно. Таковы три разрушительных обстоятельства даны. /82-83/

Теги

Другие записи в рубрике

Close