ТАНТРИЗМ

Учение о семи огнях

Учение о семи огнях

«Огонь» переводится как трансформирующая сила.

Для нас элемент огня очень важен, поскольку мы не просто обычные люди, следующие пути удовлетворения мирских желаний, а мы являемся теми, кто стремится к духовной трансформации, и элемент огня олицетворяет собой принцип духовной трансформации.

Элемент огня в общем смысле – это совокупность света, тепла, различных энергий, включая электричество, которые есть во Вселенной. Источником всех этих видов огня является изначальный божественный Огонь – Брахма-агни или Брахма-джьоти. Этот божественный Огонь и есть источник происхождения жизни, света, любви, осознанности, а душа сама по себе и осознавание являются внутренним пламенем, которое стремится соединиться с этим внешним пламенем, внешним светом. Традиционно в учениях тантры эти два вида света называют «Свет Сына» и «Свет Матери».

Существует семь видов огня, которые соответствуют различным пяти кошам (оболочкам наших тонких тел).

Джатахара-агни

«Агни пищевой оболочки – это огонь пищеварения, обитающий в брюшной полости, в частности, в тонкой кишке, где происходят главные пищеварительные процессы. Огонь пищеварения расщепляет съеденную нами пищу на сущности пяти элементов. В результате их действия получается переваренная и готовая к усвоению пищевая масса, питающая все ткани нашего организма через плазму. Благодаря им, мы можем переваривать принимаемую нами пищу, которая затем трансформируется в ткани нашего тела.

Физическая агни тесно связана с речью – основной функцией рта. Можно сказать, что физическое тело – это своего рода обрамление из плоти для пищеварительного тракта, главным входом в который является рот.

Правильное поглощение и пережевывание пищи, а также правильная речь – это еще две дополнительные функции оболочки пищеусвоения. Каждому из нас следует заботиться не только о том, что попадет нам в рот, но также и о том, что выходит из него наружу».

Джатахара-агни (огонь пищеварения) – это первый вид огня, который действует в физическом теле. Джатахара-агни разжигается и усиливается правильным питанием, соблюдением йоговских заповедей, асанами.

Он тесно связан со вторым видом огня, очень важным в йоге – с прана-агни. Прана-агни действует в пранамайя-коше (эфирном теле).

Джатахара-агни обеспечивает общее здоровье физического тела человека. Прана-агни обеспечивает сильную прану.

Прана-агни

«Агни пранической оболочки называется прана-агни, т.е. агни праны. Она работает в легких и сердце, и связывает их джатахара-агни в районе солнечного сплетения, которое является также физическим и праническим центром. Прана-агни ответственна за преобразование кислорода, получаемого нами извне с дыханием, во внутреннюю жизненную силу.

Прана-агни связана также с кровью, обогащая ее кислородом и придавая ей красный цвет. С помощью прана-агни мы перерабатываем вдыхаемый нами воздух или прану, которая трансформируется в энергию. Энергия дыхания имеет гораздо более тонкую и непосредственную природу, чем энергия пищи».

Прана-агни – это наша жизненная сила или прана, олицетворяемая элементом огня, который действует в эфирном теле. Когда йогин соблюдает заповеди, принципы, брахмачарью, сублимирует сексуальную энергию, занимается пранаямами, его прана-агни увеличивается. Он всегда бодр, весел, полон жизненной силы, жизнерадостен. Когда йогин находится в тамасе, у него пониженный тонус, это значит, у него нехватка пран-агни и ему нужно увеличить свою прана-агни.

«Прана-агни связана также с речью, особенно с эмоциональной речью, что называется – с придыханием».

Манасика-агни

«Агни внешнего сознания (маномайя-коша).

Агни внешнего сознания – это огонь восприятия (манасика-агни). Это позволяет нам воспринимать и усваивать внешние сенсорные впечатления. Среди сенсорных органов ментальный огонь наиболее связан с глазами, которые соотносятся с элементом огня при восприятии».

Манасика-агни – это огонь, который действует в астральном теле, он активизируется благодаря зрению. Например, в шамбхави-мудре мы практикуем с открытыми глазами. Некоторые пытаются практиковать шамбхави-мудру с закрытыми глазами, но в этом «вся соль» шамбхави-мудры, что глаза должны быть открыты, потому что именно через глаза мы можем активировать манасика-агни, используя зрение. Закрытые глаза – это уже Махашанти. В Махашанти мы пытаемся активировать буддхика-агни (огонь разума), более тонкий огонь. Но когда речь идет о манасика-агни и шамбхави-мудре, то здесь именно важны глаза и зрение. Это разные типы практики.

«Среди моторных органов он наиболее связан с органами речи на ментальном уровне, т.е. с сознательной речью, нашим внешним голосом. Ментальная агни перерабатывает получаемые нами внешние впечатления и переводит их на внутренний уровень в сферу действия нашего воображения».

Итак, как действует манасика-агни? Вы видите что-то, а затем вспоминаете и воображаете, ваши визуализация и воображение развиваются, и в душе возникают разные картины и образы. Все это функция манасика-агни. Именно с него начинается процесс очищения. Если пран-агни очищается пранаямами, очищением ветра, то манасика-агни очищается благодаря отъединению от образов, их наблюдению и самоосвобождению, благодаря раскаянию и правильным визуализациям.

Часто человек, думая неправильно, создает неправильные образы в тонком теле, манасика-агни возбуждается и следует за этими образами. Часто мысли порождают неправильные образы очень легко и быстро. Например, вы рассердились на кого-то и даже не заметили движений души, но манасика-агни возбудился, и тонкое тело создало образ, где вы этому человеку делаете какой-то угрожающий жест. Так работает манасика-агни.

Очищение означает, что мы высвобождаем сознание от образов и делаем манасика-агни чистым.

Буддхика-агни

«Агни разума (виджнянамайя-коша).

Агни разума – это огонь дифференциации, благодаря которому мы можем отличать правду от лжи, хорошее от плохого, правильное от неправильного. Огонь внешнего сознания имеет нейтральный моральный аспект, он просто бесстрастно констатирует и перерабатывает различные внешние впечатления. Огонь разума подвергает их дальнейшей, более глубокой обработке. Здесь уже происходит обработка на аналитическом уровне их смысла, качества или содержания».

Буддхика-агни или огонь разума – это следующий вид огня, который действует в буддхи, в ментальном теле.

Любые виды созерцания, Атма-вичара – это все способ пробудить этот огонь ментального тела.

У кого развит буддхика-агни, тот обладает огромной ясностью, различающей мудростью и силой своей ясности может излагать свои мысли, писать трактаты, понимать Учение, для него это не составляет проблему. Этот огонь возникает благодаря усердной джняна-йоге, практике созерцания, медитации Махашанти и отделению, высвобождению сознания от такого поверхностного огня манасика-агни.

«На этом базируются все наши жизненные ценности и убеждения. Агни разума создает тело Дхармы: наше внутреннее зрение, интуицию и способность к пониманию».

Ананда-агни

«Агни блаженства и счастья (анандамайя-коша).

Агни этой оболочки – это огонь любви, который у неразвитого духовно индивидуума представляет собой огонь заурядного плотского вожделения. Его пламя – это пламя наших самых глубинных и сокровенных желаний, побуждений и устремлений».

Когда благодаря созерцанию огонь осознавания достигает пика, кульминации, то возникает следующий огонь – ананда-агни. Он возникает только тогда, когда происходит самоотдача, когда эго начинает растворяться в потоке божественной любви.

«Плотское вожделение может быть трансформировано в огонь божественной любви, истинного блаженства и счастья. Это зависит от того, чем мы подпитываем наш огонь блаженства и счастья. Делать это следует не чувственными удовольствиями, но любовью к Богу и самопосвящением себя во имя Него. Благодаря агни блаженства и счастья мы знаем, что такое настоящие, а не только физические чувства. Наш физический опыт становится не просто чередой монотонных событий, но чередой, в которой некоторые события имеют восхитительную окраску истинного блаженства и счастья. Это можно назвать телом нашего счастья, появление и развитие которого становится возможным благодаря накоплению нами высшей мудрости».

Ананда-агни (огонь блаженства – огонь осознавания каузального тела), выводящий за пределы эго, также тесно связан с принципом блаженства и пустоты. Он активируется, когда мы умело объединяем созерцательное присутствие с энергией различных чакр и переживаем различные блаженства. Различные виды блаженства в чакрах активируют этот огонь в том случае, если наш уровень созерцательного присутствия по-настоящему высокий. Поэтому его также называют ананда-агни.

Чит-агни

«Сущность чит-агни (огонь сознания).

Сознание само по себе имеет природу огня и света. Его также называют огнем знания, а в высшем духовном смысле самопознания – огнем сознания (чит-агни). Это и есть наш истинный внутренний огонь или свет, который многократно отражается во всех остальных огнях, берущих от него свой свет. Это – никогда не дремлющий наблюдатель и свидетель всего сущего. Его тело – вся Вселенная».

Чит-агни связан с Гуру-йогой. Гуру является носителем даршана чит-агни.

Брахма-агни

«Брахма-агни – Огонь Брахмана или огонь Бытия.

Огонь Брахмана (Брахм-агни), который является огнем всего Бытия, и огонь сознания (чит-агни) – это не два разных понятия, а просто два аспекта одной и той же реальности. Брахма-агни – это огонь существования или вселенский огонь. Он существует несоизмеримо выше любой двойственности и является самодостаточной реальностью. Все сущее – это проявление этого огня, существующего самого по себе».

Теги

Другие записи в рубрике

Close