ТАНТРИЗМ

Сотериология тантризма

О проблематике освобождения.

Сотериология тантризма

Тантризм, в отличие от иудео-христианской традиции, не интересуется проблемой противостояния добра и зла как двух этико-онтологических характеристик.

В тантризме добро и зло оказывается, по сути, одним и тем же. Для ИТФ более фундаментальной проблемой, чем выбор между добром и злом, становится проблема снятия двойственности. В этом случае “злом” становится сама двойственность, поскольку она удаляет от истинного видения.

Освобождение достигается не на пути отречения от мира, поскольку мир для тантристов есть божественное творение и форма бога. Освобождение — не избавление от мира, но приобщение, внутри мира, к божественному истоку. Процесс совершенствования совпадает с углублением во все более тонкие слои реальности. Освобождающийся не просто умом принимает свое тождество с абсолютным, но и переживает этот факт в определенных состояниях сознания.

В тантризме выделяются разные виды помех духовному развитию, наиболее известна тройственная классификация.

Тантризм знает немало путей к освобождению. В кашмирском шиваизме выделяются четыре класса средств (упая) освобождения, которые можно рассматривать и как последовательные ступени духовного процесса. Некоторые существенные элементы тантрической практики заслуживают особого внимания: это мандала, янтра и мудра. Мандала — это своеобразное “окно” в трансцендентный мир, символическое изображение вселенной. Это прежде всего мир в своем становлении, развивающийся из первоиисточника через серию ступеней.

В процессе практики адепт отождествляет мандалу с собственным телом, находя в нем соответствующих божеств и аналогичные уровни бытия. Типологически мандала похожа на янтру, в которой переплетены различные геометрические фигуры, соотнесенные с определенными мистическими звуками.

Каждый элемент янтры подчеркивает тот или иной божественный аспект или ступень мироздания. Янтра — “выражение, в терминах линеарного символизма, космических манифестаций, возникающих из первичного единства”. Наконец, мудра есть символическое выражение того или иного божества с помощью определенных жестов. По словам Абхинавагупты, мудра — это то, что дает (ра) блаженство (муд) соединения с высшим Я. Мудра воплощает активную силу Бога и в то же время физически репрезентирует мантру.

Спецификой тантры является исполнение ритуала панчамакара, или обряда пяти элементов, чье название начинается с буквы “м”: мадья (вино), мамса (мясо), матсья (рыба), мудра (крупа) и майтхуна (ритуальный половой акт). Этот эзотерический ритуал нацелен на нивелирование дуальности и установление связи с сакральной сферой бытия.

Наиболее значимым для самой тантры, но щекотливым с точки зрения общественной морали компонентом ритуала является последний его элемент. Майтхуна является воспроизведением сакрального брака между богом и богиней: партнеры воспринимают друг друга как Шиву и Шакти. Без подобного трансфера индивидуального в абсолютное панчамакара была бы простым потаканием разнузданности.

Важное значение в тантрической сотериологии имеет фактор йоги.

ИТФ различает несколько видов йоги:

  1. Мантра-йога или способность к соединению с абсолютным через медитацию на “мистические звуки”.
  2. Раджа-йога или “царская йога””. Базируется на созерцании внутреннего “я”, соединяя в одно целое три последние ступени йоги Патанджали.
  3. Лая-йога “йога растворения”, или кундалини-йога. Цель ее — пробуждение энергии кундалини и подъем ее в верхние участки тела.
  4. Хатха-йога – йога физического тела. Гармонизация работы физического тела, стремясь превратить несовершенное человеческое тело в тело “божественное”, недоступное тлению. Впрочем, четыре типа йоги в реальности редко сохраняли выделенные границы, они тесно переплетались между собой.

В процессе духовного пути обретаются определенные сверхспособности (сиддхи) — ясновидение, левитация, изменение размеров и др. Свобода оказывается высшим сиддхи.

Состояние освобожденности достигается посредством приобретения особого глубинного знания. Главная цель практики тантристов — соединение с абсолютным первоисточником, которое часто осмысляется как обретение исконной духовной родины или как узнавание исконного Я. Освобождение происходит постепенно, оно обратно пропорционально процессу космической эманации.

В большинстве школ освобождение — это прежде всего освобождение сознания, но в некоторых (расаяна, натха) освобождение ставится в зависимость от обретения физического бессмертия. Свобода совпадает здесь с победой над смертью. Наконец, освобождение с точки зрения тантризма предполагает обретение высшего наслаждения и совпадение микрокосмических и макрокосмических параметром.

Теги

Другие записи в рубрике

Close