ТРИКА

Пракаша и вимарша

Когда мы говорим об энергиях Шакти, то, вообще говоря, допускаем некоторую неточность. Дело в том, что само слово «энергия», взятое из нашего современного лексикона, не вполне адекватно описывает происходящее. Оно не подразумевает осознанности.

На самом же деле в текстах Трика-даршаны используется достаточно сложный термин «вимарша» (от санскритского глагола «мриш» — касаться, отражать и др.), который приблизительно можно перевести как «самоосознавание» или «рефлексирующее сознание».

Находясь в плену майи, мы полагаем, что энергии Атман что-то создают, видоизменяют, превращают, что выполняется закон причины и следствия и т.п. Но на самом деле, Шива лишь осознает свою бесконечно разнообразную внутреннюю природу, используя для этого «зеркало» Шакти.

Природа Шивы есть Атман или чистое божественное сознание «чайтанья», бесконечно сияющее и вмещающее в себя все сущее. Свет этого высшего сознания называется в Трике словом «пракаша». Все во вселенной есть лишь этот свет, каждый объект полностью идентичен с пракашей, подобно тому, как идентичны огонь с огнем. Учения такого рода крайне трудны для понимания в эпоху Кали-юги. Это чистая парадвайта, абсолютная недвойственность.

Вимарша — это динамичное активное самопознание Абсолютной реальности, которая чаще всего называется в Трике словом «парасамвит» (другое название «Парамашива»). Иногда эту абсолютною реальность называют «чид-ананда» (сознание-блаженство). Здесь можно заметить отличие от традиционного описания высшей реальности в виде «сат-чид-ананда» (бытие-сознание-блаженство), которое встречается в других индуистских философских системах.

В Трике считается излишним употребление слова «сат» (бытие), поскольку оно обладает избыточностью и несет в себе оттенок статичности и пассивности. Абсолютная реальность в Трике полна активной динамики, это совершенный динамичный союз Шива-Шакти, пракашавимарша, при котором Шакти непрерывно активизирует потенциальности Парасамвит.

Теги

Интересные статьи

Close
Close