ТАНТРИЗМ

Онтология тантризма

Охватывает проблематику бытия и становления.

Онтология тантризма

Поскольку Шакти по своей сущности воплощает принцип динамичности, она явно связана с понятием космического становления. Поэтому в ИТФ онтология есть исследование путей эволюции мира. Для обозначения этого процесса в ИТФ существует два термина.

Во-первых, это вьяпти (манифестация), проявление абсолютного в феноменальном многообразии, во-вторых, это космическая игра (лила) абсолютного, выражение его спонтанной деятельности. Кроме того, кашмирский шиваизм знает понятие “самоограничения” (тиродхана, самкоча) Бога, когда его бесконечность “урезается” им самим в процессе космогенеза.

Понятие ступеней бытия (таттв) ИТФ заимствовала из санкхьи, добавив к уже известным 25 еще 11. Используя эти дополнительные ступени, тантра доказывала постепенное происхождение-проявление эмпирического мира из абсолютного бытия с помощью деятельности Шакти. В ИТФ считается, что процесс эволюции происходит реально (паринама), а не иллюзорно (виварта).

ИТФ знает иную трактовку эволюции — фонематическую. Здесь мир понимается как появляющийся из тончайшей вербальной сущности. Согласно Шарадатилаке, абсолютное — Сакала Парамешвара, из него излучается Шакти как необходимая для творения сила. Шакти порождает нада — первозвук, трансцендентное сознание вселенной, глубинную основу языка. Из нада происходит бинду, концентрированный энергетический сгусток и в то же время ритмический резонанс, блаженное соединение Шивы и Шакти. Далее появляется треугольник-камакала, субстрат и субстанция всякого творения. Это также комбинация трех видов энергии — знания, желания, действия, трех состояний космического бытия и др. Затем возникает шабдабрахман, непроявленный смысловой звук, который в тантре уравнивается с звуком Ом.

Кроме того, ИТФ развивает и концепцию фонологической эманации с позиции четырех стадий речи. Каждая последующая ступень — шаг к раскрытию все более плотного содержания речи. Возвышается над всем уровень недифференцированных протовербальных свойств, идентичный высшему сознанию — Паравак, первоисточник всех вещей. На втором этапе (пашьянти) “масса звуков”, т. е. санскритский алфавит, приобретает готовность к дифференциации. На третьем этапе (мадъхьяма) происходит разделение на означающее слово (вачака) и означаемый объект (вачья). Наконец, четвертый уровень (вайкхари) — это уровень обычной артикулированной речи.

В следующем варианте фонематической эволюции активную роль играют соответствующие фонемы. Каждая из фонем есть отдельный вариант Энергии-Шакти. В этом варианте постепенно формируется совокупность звуков, слагающих санскритский алфавит деванагари. Естественно, наибольшую роль играет здесь начальная буква А. Буква А считается источником всех букв. Гласные звуки являются в целом более высокой ступенью, чем согласные, они суть жизненные принципы согласных, тогда как последние — “чрево” (йони) гласных. 50-я буква (точнее, лигатура) Кша становится венцом всех букв и источником онтологического становления. В то же время это еще одно выражение неразрывного союза Шивы и Шакти.

Таким образом, условно феномен генезиса, центральной темы онтологии тантризма, можно рассматривать с двух сторон. В первом случае мы имеем дело с собственно онтологическим типом, здесь речь идет о бытийных сущностях. Во втором случае акцент ставится на тонкие процессы, происходящие в идеальной вербально-ментальной сфере.

Общим для обоих типов является идея “проявления” последующих ступеней развития из предыдущих. Отталкиваясь от глубинного центра, ступени эманации как бы растут друг из друга, все больше удаляясь от первоисточника, однако сохраняют энергию этого единого центра.

Теги

Другие записи в рубрике

Close