О проблеме получения освобождения

О проблеме получения освобождения

О проблеме получения освобождения от другого человека.

Согласно сотериологии левого направления – одиночка может освободится самостоятельно. Поэтому действо ритуала надо рассматривать, как своего рода знание – как сделать это эффективно. Мы видели, что Абхинавагупта и Кшемараджа пришли к такому заключению и как они интерпретировали общую структуру ритуала и особенности различных культов для его обоснования.

Сейчас не составляет большой сложности использовать такой же подход в приложении к ритуалам, которые индивидуум исполняет для своих собственных целей после обряда инициации. Даже если теория идеализирует практику – и это конечно так, то вряд ли те, кто поклонялись одному из культов левой руки были более теоретиками в своих действиях, чем их братья по вере следующие Сиддхантике, с этой же позиции можно рассмотреть и практику «менее вдохновленных», потому как это было бы трудно отрицать, и невозможно доказать, что и в этом случае отсутствует какая-то степень осознания консубстантинации с божеством (tanmayībhāvaḥ) даже в наиболее механистичных ритуалах.

Если бы весь ритуал был знанием, тогда разница между поклонением энтузиаста и обыкновенного послушника могла бы пониматься как разница в интенсивности, а не в качестве. Однако, это не так очевидно, как теория будет работать, когда мы её применим к собственно процессу инициации.

Проблема в следующем.

Первая посылка Тантрического Шайвизма заключается в том, что индивидуальность не может освободиться самостоятельно. Мы видим, что и правые, и левые настаивают на том, что только Шива может освободить и делает это воздействуя на привязанности (pāśaḥ) души (pāśuḥ, aṇuḥ) через ритуал инициации (dīkṣā).

Сейчас, если рассмотреть ритуал как действие (kriyā, vyāpāraḥ), как это делает Сиддханта, нет никакой сложности согласиться, что ритуал может воздействовать на кого-то другого кроме его исполнителя. Поэтому нет причин, почему ритуал инициации не может быть эффективным. Но если рассмотреть ритуал как знание (jñānam), как это принято в левом направлении, тогда невозможно понять, как ритуал может затронуть кого-то другого, кроме его исполнителя.

Соответственно ритуал инициации не принесет пользы никому кроме того, кто его проводит(ācāryaḥ). Казалось бы, доктрина, что только знание может принести освобождение противоречит более фундаментальной и универсальной теории Шайвизма, что индивидуальность не может освободиться самостоятельно.

И если это так, то удивителен факт, что левое направление успешно конкурирует с правым за влияние посредством установившихся практик Кашмирской традиции. Культы самореализации, которые использовали ритуал как возможную, как бы начальную форму созерцания, могли привлекать религиозных энтузиастов, но они точно имели бы сложности в понимании смысла служения, которое является основным двигателем обычной религии.

Абхинавагупта показал выход из этой ситуации, позволяя «левым» принимать эффективность инициации без отказа от её гностической сотериологии. Он делает это обращаясь к своей доктрине недуального сознания. Он указывает на то, что проблема возникает у тех, кто принимает позицию Сиддханты что «Я» действительно и окончательно отличны друг от друга.

В системе же левого направления такая проблема просто не возникает так как она утверждает, что это мнимое различие (kalpanā-mātram). Есть только сознание. Абсолют манифестирует себя самого как наши репрезентации себя и другого (-их); но это не отрицает его единства. Таким образом, когда инициирующий проводит ритуал он олицетворяет себя и инициируемого как нераздельную сущность; и всё время, пока инициируемый удерживает эту реализацию – его личность истинно сливается с инициирующим.

Следовательно, ритуал может дать освобождение потому, что это знание присутствует у инициирующего, а не вопреки этому факту. И действительно Шива обучил инициации как средству освобождения, и это само по себе является доказательством отсутствия дуальности; если бы души были действительно различны обряд инициации был бы бесполезен и поэтому не изучался бы в Тантрах.

Такой подход позволяет практикующим левое направление охватить весь спектр религиозных практик Шайвизма. От обыденных, до максимально насыщенных смысловым содержанием. Можно полностью переложить бремя самопознания на инициирующего стремясь достигнуть освобождения только в момент смерти силой одной только инициации (для тех, кто обходится без уз практики) или силой ритуала с последующей практикой (в остальных случаях).

Тот же, кто добивается освобождения при жизни(jīvan-muktiḥ), подкрепляет эффект инициации развитием концептуального самопознания (vikalpasamiskāraḥ) в целях направленного самораскрытия (sātkṣātkaraḥ). Ритуал, как мы увидели, может функционировать и с такой целью.

Что касается уровня самопознания, необходимого от инициирующего, его так же должно быть достаточно для охвата всей полноты сил, от самых выдающихся, до обыденных.

Что же до самопознания, требующегося от посвящающего участника, его так же должно быть достаточно для охвата всей полноты сил, от самых выдающихся, до обыденных”. На первый взгляд может показаться, что левое направление позволяло огромную свободу обыкновенному послушнику, но такая толерантность была скомпенсирована требованием верить в то, что инициирующий будет просветлен через освобождение при жизни.

Но это было не так, что доказано нашими текстами. Различают гностических посвящающих, кто достигает освобождения до смерти, и ритуалистов, кто остается непробужденными в течение пребывания в должности и не имеют возможности завершить освобождающие ритуалы, в силу того, что они дают посвящение своим преемникам.

~ Alexis Sanderson ~


Читайте также по теме:

Кнопка «Наверх»
Закрыть