ТАНТРИЗМ

Леворучный тантризм

Крушение норм широкого социума

Леворучный тантризм

Тантристами называются те неортодоксальные индуисты, которые считают тантры вершиной и квинтэссенцией Вед.

Тантристы верят, что тайное знание, содержащееся в этих текстах, в глубокой древности было получено риши от Шивы и затем передавалось от гуру к гуру из поколения в поколение. Как правило, тантры построены в форме диалога Шивы и Парвати. К тантризму принадлежит большинство шиваитских и все шактистские секты. Небольшую вишнуитскую секту Сахаджия можно также отнести к тантризму (правда не по текстуальной базе, а по методам практики).

В тантрах содержатся описания особых видов пуджи, мантр, медитаций, йоги и других практик, цель которых — самообожествление тантриста, вследствие чего он приобретает сиддхи, высшая среди которых — освобождение от сансары и вечное наслаждение, приходящее вместе с растворением в Шиве. Причем, тантристы считают, что достигший освобождения может продлевать свою жизнь в теле сколь угодно долго.

Существуют два основных метода само-обожествления:

Первый состоит в добровольной контролируемой одержимости божеством. В шактистских сектах также прибегают к помещению богини внутрь себя с помощью медитации, для которой используются личная тайная мантра, полученная от гуру, и абстрактные диаграммы — янтры и мандалы — изображающие Дэви, Шиву и космос.

Второй способ основан на представлении о тождестве микрокосма (человека) и макрокосма (вселенной). Соответственно считается, что в человеке, в потенциальном состоянии, сокрыты все боги со своими космическими силами, в том числе — Шива и Шакти. Задача тантриста состоит в том, чтобы пробудить Шакти в человеке и добиться ее соединения с Шивой.

В тантризме, помимо посвящения в секту, для конкретных видов практик также нужны соответствующие посвящения. Тантры предупреждают, что практика без дикши и руководства гуру приводит к болезням, сумасшествию и смерти. Статус адепта в тантристских сектах определяется его посвящением и магическими способностям, а не кастовой принадлежностью.

В тантризме выделяются немногочисленные дхармы «левой руки» (которая в индуизме считается нечистой). Левые тантристы считают, что для освобождения от сансары нужно сначала освободиться от неверно понятого большинством людей закона (дхармы). По их мнению, в кали-югу, «век Кали» возвыситься можно только через то, что приводит к падению непосвященных.

Тайные практики левых тантристов включают черную магию, человеческие жертвоприношения, поедание экскрементов, а также мяса животных и людей, использование в качестве посуды человеческих черепов, а в качестве ритуальных дудок — берцовых костей, употребление алкоголя и наркотиков, ритуальные совокупления, в том числе групповые, сексуальные девиации, включая некрофилию и танатофилию. Часто левые тантристы совершают свои ритуалы в местах кремации и на кладбищах.

Священными текстами шиваитских сампрадай являются тантры, а изложенное в них учение называется тантризмом. Тантры были составлены на санскрите в основном в 8-10 вв., а самые ранние – в 6 в. Ведийская шиваитская ортодоксия не признает тантры божественным откровением (шрути), однако тантристы (тантрики) – последователи мистического учения, изложенного в тантрах, – считают их вершиной вед и тайной доктриной высшей святости, открытой святым риши непосредственно самим Шивой, которая передается от учителя к ученику, прошедшему обряд посвящения.

За небольшим исключением, тантры составлены в форме диалога между Шивой и Парвати, которая, как ученица, задает вопросы и получает на них ответы. Традиционно тантры освещают четыре основных вопроса, т.е. «стоят на четырех ногах (пада)» – это метафизическая доктрина (видья, или джняна-пада), ритуал (крия-пада), йога (йога-пада) и нравственная дисциплина (чарья-пада). Помимо этого, они содержат материал и по другим темам, например, учат искусству овладения сверхъестественными магическими силами (сиддхи) и достижению удовольствия (бхога) в высших мирах, что рассматривается как часть духовного пути.

Хотя между тантрами существуют значительные концептуальные расхождения, их общие положения относительно сущности общих духовных практик (садхана), посвящения (дикша) и занятия йогой в целом идентичны.

Тантрическая духовная практика – вне зависимости от практического механизма ее реализации и существующих сектантских различий, включает в себя:

  1. Очищение тела и создание божественного «я» посредством чтения мантр;
  2. Внутреннюю визуализацию Бога;
  3. Ритуал (пуджа), включающий в себя определенные положения рук и жесты (мудра) и чтение мантр;
  4. Использование священных диаграмм – янтр и мандал.

Существенной частью эзотерической тантрической теории и практики является также сознательное самопогружение в состояние одержимости (авеша). Тантристы ряда шиваитских сект призывают Шиву войти в их тело (авеша мам, «войди в меня»), а затем стремятся контролировать присутствие божественного внутри себя и таким путем обрести невероятные сверхъестественные силы и магическую власть над людьми, духами, пространством и временем.

Тантризм включает в себя как метафизические доктрины и высокие нравственные постулаты, так и потрясающие непристойности и ритуальные практики, которые осуждаются индусами как нечто «самое ужасное и отвратительное, что только можно себе представить». В целом число последователей тантризма сравнительно невелико.

Именно «левый» тантризм (в отличие от «правого») известен своими эротическими и антиномианистскими элементами. Антиномианизм (букв. «противозаконие») – это учение, согласно которому человек, идущий по пути постижения Бога, на определенном этапе перестает быть скованным устоявшимися в широком социуме нравственными нормами и ограничениями; в своем духовном развитии он может достичь такого возвышенного состояния абсолютного благородства и святости, что они ему просто больше не нужны, а потому и не существуют для него.

В индуизме идеология антиномианизма сформлирована в концепции нирдхармы («против дхармы», «вопреки нравственному закону большинства людей социума»), которая обосновывает правомерность сознательного нарушения общественных, религиозных и нравственных императивов.

Такие антиномианистские секты называются в индуизме «левыми» (вама) или «левой руки» по той причине, что в индуистской культуре правая рука отличается от левой: «чистой» (шуддха) правой рукой принимают пищу, делают подношения богам и совершают все другие «чистые действия»; «нечистая» (ашуддха) левая рука предназначена для «нечистых» действий, включая уборку нечистот, убийство животных, подмывание и т.д. Тот, кто следует левым путем, не делает различия между «чистым» и «нечистым» – для него «нечистого» не существует в принципе. То, что оскверняет других (нарушение ортодоксальных норм, кровь, трупы, нечистоты и пр.), помогает ему достичь своей цели.

Этимология термина вполне может быть связана и с Богиней (Дэви), которая является госпожой левой части тела (ваманги), т.к. сексуальный мистицизм играет в левых тантрических сектах весьма существенную роль. Например, одним из положений «левого пути» является «мукти посредством букти» («освобождение через чувственность») и «йога посредством бхоги» («единство с Богом через сексуальное удовольствие»).

Теоретическое обоснование и оправдание нирдхармы встречается не только в тантрах, но и в других священных текстах индуизма. Так, Брихадараньяка-упанишада, говорит, что «тот, кто обладает высшим знанием, остается чистым и становится бессмертным, даже если он совершит величайшее злодеяние». Создатель классической системы йоги Патанджали утвержал, что сверхъестественные йогические способности (сиддхи) и освобождение души могут быть достигнуты быстрее и помощью употребления наркотиков. В Куларнава-тантре мы встречаемся с тезисом, что «те поступки, которые обрекают обычного человека на горение в аду, приносят йогу освобождение».

Влияние тантрийской идеологии распространилось не только на массовое сознание, но и на брахманскую элиту, которая, отказавшись от левых крайностей, несовместимых с принципами ведийской варна-дхармы и нормами ритуальной чистоты, сумела трансформировать тантризм в респектабельную религиозную традицию для высших каст.

Начиная с 12 в. влияние тантризма в Северной и Центральной Индии стало резко падать, во многом в результате прихода мусульман, проклятого джихада и создания Делийского султаната (1206-1526). Однако на юге страны, вне пределов исламского господства, тантризм продолжал сохранять свои позиции, особенно в Тамилнаде и Керале.

~Адинатх М. Джайадхар~

Теги

Другие записи в рубрике

Close