ТАНТРИЗМ

Индуистская тантрическая философия

Общие перспективы, введение в проблематику ИТФ.

Индуистская тантрическая философия

Спекулятивные обобщения тантры зависят от ее практических аспектов.

В систематическом виде ИТФ практически отсутствует (за исключением ее отдельных разновидностей типа кашмирского шиваизма). В тантризме философия не осознавала себя как нечто отличное от ритуально-практических элементов.

ИТФ представляет собой совокупное целое, состоящее из различных конфессиональных философских позиций, прежде всего тех, которые относятся к вишнуизму, шиваизму, шактизму,. Эти три направления можно представлять как три ступени, последовательно углубляющие тантрическую проблематику.

Для тантрического умозрения характерны три основных формы мышления “по-индийски” — дуализм, недуализм и дуализм-недуализм воедино. Дуализм (противопоставление двух начал мироздания или абсолютного и относительного планов бытия) хронологически является более ранней стадией развития ИТФ, когда она еще имела большую зависимость от построений санкхьи.

Под влиянием веданты возникла монистическая (недуалистическая) направленность ИТФ, отчетливее всего выраженная в субшколах кашмирского шиваизма. И уже как реакция на недуализм, по всей вероятности, появилась методология недуализма-дуализма, сочетающая два первых вида. Поскольку в своей развитой форме ИТФ выражена именно с позиций монизма, допустимо считать именно его методологические рамки собственно тантрическими. Однако монизм в ИТФ отличается от “чистого монизма” адвайта-веданты. Это скорее “умеренный” монизм, или даже монодуализм, находящийся где-то между радикальных позиций санкхьи и веданты Шанкары.

В первую очередь на становление тантрической мысли повлияли тексты упанишад, начиная с самых ранних. Упанишады считались эзотерическими ведическими сочинениями, как впоследствии и тантры. В упанишадах разрабатываются такие идеи, как концепция абсолютной реальности-Брахмана, тождество Брахмана и Атмана, непознаваемость высшего Бога рациональными средствами, важность мистического самопогружения, незнание как основа страдания, совпадение освобождения и знания. Во многих упанишадах заметен сильный йогический уклон.

Ивестное влияние на тантру оказали и мотивы “Бхагавад-гиты”: концепция имманентного абсолюта, тождественного миру, а также теория тройственного духовного пути — карма-, джняна — и бхакти-йога. Но более существенный толчок ИТФ дали традиционные школы индийской философии — санкхья и веданта. Следует оговориться, что ИТФ не брала слепо эти и другие понятия, но творчески перерабатывала их с учетом своей специфики. В целом в той или иной мере ИТФ черпала свое вдохновение почти во всех индийских религиозно-философских школах.

В центре ИТФ находится представление об абсолютном начале мира, которое выступает в двух аспектах: динамическом женском и статичном мужском. Из этого биполярного абсолюта через серию ступеней эманирует вселенная, трактуемая в своем итоговом виде как “тело” Бога-абсолюта. Мир поэтому сакрален; кроме того, он тождественен микрокосму, или телу индивидуального существа. Осознавание сложных гомологических связей мироздания позволяет адепту преодолеть дуалистическое видение и приобщиться к блажеству высшего бытия, стать свободным. Более подробно эти идеи разбираются в дальнейшем.

ИТФ структурирована определенным образом. Мы выделяем четыре основополагающих раздела ИТФ: теология, онтология, антропология и сотериология. Теологический раздел изучает круг вопросов, связанных с природой Божества. Онтологический охватывает сферу генезиса мира. Здесь исследуется эволюционная проблематика, порядок развертывания ступеней вселенной, что можно также представить и как развертывание вербальных энергий из сверхтонкого вневербального источника.

Третий раздел ИТФ, антропологический, обнимает весь комплекс проблем, связанных с описанием человека как духовного, микрокосмического существа. Сотериологический раздел посвящен проблематике способов духовного освобождения. Этика, психология, даже эстетика трактуются в ИТФ почти исключительно в свете сотериологии. Впрочем, все разделы ИТФ тесно переплетены друг с другом и образуют стройное, нерасторжимое целое.

ИТФ характеризуется таким методологическим приемом, как “критерий тождественности”. В тантре реальность трактуется как совокупность гомологических рядов, отражающихся друг в друге. Критерий тождественности охватывает четыре типа тождественности, коррелирующих с четырьмя разделами ИТФ. Так, в теологическом разделе это тождество двух аспектов абсолютного, в онтологии — тождество абсолюта в целом и вселенной, в антропологии — тождество вселенной и человека, наконец, в сотериологии — тождество между человеком и Богом. Четверица тождеств является чем-то вроде символического комплекса узловых точек, облегчающих гомологизацию реальности.

В таких случаях неизбежно возникают терминологические и методологические трудности. Терминологические связаны с тем, что, поскольку сама ИТФ не стуктурирована в традиции, наглядно отсутствуют и названия выделенных нами разделов. Тем не менее, поскольку они поддаются эксплицированию, их содержание можно описать с помощью европейских философских терминов. Искусственное калькирование этих разделов санскритскими аналогами (например, “теология” как “брахмавидья”) само по себе не приблизит нас к пониманию существа дела.

Впрочем, мы постоянно указывали на условность сопоставления любых европейских философских терминов с индийскими реалиями. Методологические проблемы появляются, в частности, потому, что приходится учитывать подходы и изнутри, и извне традиции.

В первом случае мы часто имеем пристрастность и конфессиональную придирчивость. Во втором случае теряется специфика ИТФ как дисциплины, неотрывно связанной с практикой. Решение данной проблемы видится нами в сочетании обоих вышеозначенных подходов.

Теги

Другие записи в рубрике

Close