Индивидуальная душа (пуруша)

Индивидуальная душа

Мы уже видели, что майа вместе с ее канчуками делает Сознание ограниченным или индивидуализированным; оно называется пуруша. Мы уже обсуждали, что для Шивы становление ограниченной душой (пуруша, пашу или ану) – это игра (лила), которая не связывает Его.

Пуруша – это ограниченное сознание и потому называется ану. Этот термин используется в значении “атом” в некоторых других системах индийской философии, например в Нйайа-Вайшешике. Основное значение ану – “маленький” или “бесконечно малый в размере”. Атом называется ану, потому что он – самая маленькая частица материи.

Однако в Тантрической традиции ану используется в значении “ограниченный”. Идея в том, что Сознание становится “малым” из-за накладываемого на него ограничения – майа ограничивает Сознание и делает его “малым”. Это ограничение служит в качестве рабства для пуруши. Как обусловленная душа, пуруша называется “животное” (пашу), поскольку животное можно связать веревкой или цепью так же, как его связывают собственные инстинкты и шаблоны поведения. Слово “животное”, таким образом, стало символом состояния рабства.

На стадии пуруши Сознание вступает в область дуальности. На предыдущей стадии садвидйа Сознание, которое является субъектом или ахам, хотя и проецирует объект или идам из – себя, сохраняет единство или недвойственность, поскольку знает, что идам – его собственная проекция. Поэтому все категории до садвидйа включительно называются “чистыми” категориями (шуддхадхва).

Но на стадии пуруши недвойственность теряется; душа (субъект) воспринимает объект как действительно отличный от себя. Присутствует раздвоение субъекта и объекта. Теперь субъект не воспринимает объект как только абхасу (“кажущаяся форма” или “отражение”), а воспринимает его как реально существующую вещь, сделанную из материи.

На стадии садвидйа также существует разделение субъекта и объекта, но на этой стадии субъект знает, что объект – не реальная, материальная вещь, а абхаса, он знает также, что абхаса – это его собственная проекция или проявление. Таким образом, различие между стадиями садвидйа и пуруша в том, что в садвидйа единство не теряется, поскольку объект на этой стадии – это самопроецирующаяся абхаса; тогда как на стадии пуруша единство теряется, поскольку объект становится реальной материальной вещью и потому становится отделенным от субъекта. Разделение субъекта и объекта становится реальным на стадии пуруша.

Объект становится реальным не потому, что является материальным объектом, поскольку даже тогда он в действительности остается абхаса сознания и, следовательно единым с субъектом, он становится реальным потому, что кажется реальным субъекту.

Итак, связь пуруши (субъекта) с объектом – это дуализм и различие; объект отделен от субъекта.

Хотя пуруша в КШ кажется схожим с тем же понятием в самкхйе, их природа различна. Сходства следующие:

  1. На уровне материального мира обе системы признают множественность пуруш; поскольку в мире действует много индивидуальных душ;
  2. Пуруша отличен от мира материи.
  3. В своем теперешнем состоянии пуруша обусловлен – связан или покрыт вуалью майи, которая так же является принципом материальности (как пракрити).

Но различия между концепциями пуруши в Санкхйе и КШ весьма существенны.

Согласно КШ, хотя существует много пуруш, они как много лучей, исходящих и соединенных с одним и тем же светом, который стал множественным, пройдя через различные индивидуальности. Индивидуальные пуруши соединены с единым высшим пурушей (Шивой) и потому в конечном счете едины. В Самкхйе, однако, множественность пуруш абсолютна, нет никакого парама-пуруши, как Брахман или Шива, в котором они могут быть воссоединены.

Еще одно отличие в следующем. Хотя на внешнем уровне пуруша в КШ отделен от пракрити (“мира”), на более глубоком уровне бытия он един с пракрити; пракрити – это его собственная шакти (“энергия”) и его собственное расширение (прасара) или проявление. Но в Самкхйе пуруша абсолютно отличен и отделен от пракрити.

Более того, в обеих системах пуруша достигает мукти (“освобождения”) освобождением себя от рабства, но согласно КШ пуруша в состоянии мукти становится единым с Шивой, космическим Я, тогда как в Самкхйе нет никакого поглощения или становления одним с высшим Я (параматманом), и, следовательно, нет такой вещи, как высшее Я.

Можно возразить, что на практическом уровне существования мира, где пуруша пленен майей, практически нет различий между пурушей в КШ и в Самкхйе, различие существует только в их истинной природе на абсолютном уровне. Тем не менее, это различие в природе Абсолюта создает много различий в поисках мокши, а также на уровне активности в мире.

~Камалакар Мишра~

Похожие статьи

Кнопка «Наверх»
Закрыть