ТРИКА

Господь Шива

Недвойственные учения Трика-даршаны говорят нам о том, что единственным субъектом, который в действительности существует в этом проявленном мире, является лишь сам Господь Шива (выражение «Господь Шива» часто является синонимом Абсолютной реальности, Парашивы или Парасамвит) (!) Все остальное — игра его динамичных божественных энергий Шакти.

Шива — словно хороший актер, играющий сразу множество разнообразных ролей и наслаждающийся этим величайшим представлением.

Господь Шива есть высшее «Я» или «ахам», Шакти — это вечный принцип «Я есть», подразумевающий непрерывное самоосознавание Шивой своей природы. Все существующие объекты во вселенной пусты (санскр. шунья) от своего собственного существования, поскольку все они есть только Шива.

Как сказано в Дэвикалоттара-агаме:

«Пустота — это бесконечное и всеобъемлющее Единое целое без второго, сияние чистой мудрости, полностью лишенной видимых феноменов и состоящей из одного аспекта «Я». Она есть зерно, что плодоносит как Освобождение…».

Шива — это абсолютная полнота (Единое целое) или целостность (санскр. пурна), вмещающая в себя все сущее. Ничто не может быть добавлено к ней или удалено из нее.

Здесь вполне корректно звучит знаменитое изречение из Упанишад: «То есть целое, это есть целое. Целое появляется из целого. При удалении целого из целого, снова остается только целое».

Господь Шива свершает пять деяний:

  1. Проявление (санскр. сришти),
  2. Сохранение (санскр. стхити),
  3. Поглощение (санскр. самхара),
  4. Сокрытие (санскр. вилая),
  5. Раскрытие или милость (санскр. ануграха).

Эти действия свершаются как на космическом, так и на микрокосмическом уровнях. Господь, будучи великим творцом, создает также и творцов в обличии других существ.

(1). Единственная причина проявления мира — абсолютно свободная воля Господа. Как сказано по этому поводу в Джнянагарбхастотре:

«Твое игривое желание есть причина всего разнообразия между праматой, праманой и прамеей. Когда это желание пропадает, куда-то исчезает и многообразие».

(2). Сохранение или поддержание всего проявленного — это прежде всего поддержание необходимого тонкого баланса между самоосознаванием (вимарша) своего «Я» (ахам) и объективного другого (идам). При отсутствии такого двойственного разделения, не имеет смысла говорить о сохранении.

(3). Несмотря на то, что слово «самхара» может переводиться как «разрушение», в Трика-даршане даются совсем иные объяснения данного процесса. Это не разрушение и не растворение, а прекращение «забывчивости» Шивы-актера, при которой он просто перестает играть ту или иную роль. В этом отчетливо проявляется главный принцип учений об освобождении, присутствующий в Трике. Актер (связанный субъект, пашу) должен узнать или, точнее говоря, снова вспомнить (санскр. пратьябхиджня), кем он является на самом деле.

(4). Сокрытие — это ограничение чистого божественного сознания до уровня отдельного живого существа. Конечная фаза такого ограничения — появление махабхуты земля (последняя 36-я таттва).

(5). Милость или шактипата (нисхождение шакти) — это непосредственная помощь со стороны Господа в процессе узнавания актером (связанным существом) своей собственной природы. Для сравнения здесь можно привести аналогию с актером, в котором вдруг пробуждается необыкновенный талант и вдохновение. Пробуждение такого таланта не зависит от действий самого актера, это дается свыше.

Господь Шива в учениях Трика-даршаны — это Один без другого (санскр. экамевадвития). Различные характеристики, которые мы приписываем Ему — лишь наши собственные мыслительные конструкции. Шива есть Все, а Все есть Шива.

Теги

Интересные статьи

Close
Close