Богиня Трипура-Сундари

Богиня Трипура-Сундари

Три означает «три», пура – «мир» и сундари – «прекрасная девушка».

Трипура-Сундари является прекраснейшей богиней, красота которой превосходит все в трех мирах. Шодаши означает «шестнадцатилетняя». Еще ее называют Лалита, Камешвари, Шри-видья и Раджараджнешвари.

В Пранатошине рассказывается, что однажды Шива обратился  к Кали по имени в присутствии пришедших в гости небесных дев, назвав ее «Кали, Кали» («Черная, Черная»), что было воспринято ею как оскорбление. Она покинула Шиву и твердо решила избавиться от темного цвета кожи при помощи аскезы.

Позже мудрец Нарада посетил Кайлас и, увидев Шиву в одиночестве, спросил, где его жена. Шива пожаловался, что она бросила его и исчезла. С помощью йогических сил Нарада обнаружил Кали живущей на севере от горы Сумеру, и отправился туда, чтобы попытаться убедить ее вернуться к Шиве. Он сказал ей, что Шива думает о женитьбе на другой богине и что она должна вернуться немедленно и помешать этому.

К этому времени Кали избавилась от своей темной наружности, но еще не осознала этого. Появившись перед Шивой, она увидела свое светлое отражение в его сердце. Думая, что это другая богиня, она стала ревновать и злиться. Шива ей посоветовал присмотреться внимательней, о ком мудрости, говоря ей, что в его сердце она увидела себя.

История заканчивается тем, что Шива говорит преображенной Кали:

«Поскольку ты приняла такую прекрасную форму, прекрасную в трех мирах, отныне имя твое будет Трипура-Сундари. Ты всегда будешь оставаться шестнадцатилетней, и звать тебя будут Шодаши».

Шодаши – «шестнадцатилетняя». Одна из версий, описывающих ее значение, говорит о том, что это касается лунных фаз, лунных титх, пятнадцать из которых составляют светлую половину лунного месяца, а другие пятнадцать темную.

А Шодаши, как шестнадцатилетняя, превосходит все фазы, или ритмы времени. Так же она дополнительный элемент, который дает определенным титхам толчок к росту и убыванию, как реальность, лежащую в основе космических ритмов и управляющую космосом, в соответствии с определенным порядкам.

Эта Божественная Мать представляет собой единый источник всего прекрасного и вечно юного. Пока есть физические привязанности, Божественная мать проявляется как Кали. Пока есть эмоциональные муки и ограничения, как Тара. После этих двух преодолений она становится Трипура-Сундари, источником вдохновения и юности.

Ее также называют Ади (Изначальной Махавидьей), что свидетельствует о том, что она подобно первым двум богиням в группе, олицетворяет собой совершенное видение реальности.

Слушая голос Трипуры Брахма с другими богами так восхваляли богиню:

«Слава тебе! Величайшая! Наилучшая! Наиболее Благостная! Абсолютное знание! Сознание трех состояний! Сотворяющая! Хранящая! Растворяющая в себе! Всевышняя, превосходящая все! Слава тебе еще раз! …Ты  всегда новая, и, поэтому, Ты никогда не стареешь». (Трипура Рахасья)

Святое учение Шри Трипуры – учение, которое учит пути к Запредельности. Она есть Шри-видья, пребывающая вне 3 гун, обитающая во всех трех мирах. Описывают, что она является матерью трех богов – Брахмы, Вишну и Шивы – и поэтому представляет собой Трайи, объединенное сочетание этой троицы.

В комментарии к Лалита-сахасранаме Бхаскарарая пишет:

«Существует три Бога, три Веды, три огня, три места обитания, три священных озера, три касты… Все, что тройственно в мире, все это, о, божественная, в действительности принадлежит твоему имени».

В Сайндарьялахари говориться, что вся вселенная сотворена из крошечной частички пыли с ее ступни. Она дает любые благословения, исполняет все желания, воплощает саму чистоту (суддха), обладает спокойным мирным нравом и исполнена саттвических качеств. Она воплощение богатства, царской власти (как Раджараджнешвари), защитница дхармы.

Она выходит за три состояния и пребывает в турьи, в состоянии Единения, поднимаясь выше обители Шивы-Камешвары, выше сома-чакры, преобразуя желания, каму в высшее блаженство нектара. Она – это полный цикл творения, когда вся Вселенная подобна цветку в состоянии цветения.

Видение Трипура-Сундари – это Шри-янтра или Шри-чакра, это знание о 36 таттвах и высшей осознанности.  Она есть знание о трансцендентном состоянии, о истинной природе сердца в его проявлении в виде блаженства, красоты и любви.

Трипура-Сундари дарует высочайшую мудрость синтеза всех знаний, синтеза знаний 3 миров в гармонии видения.  Она является проявлением шуддха-видьи, чистого знания, трансцендентного воззрения, но это воззрение является наивысшим, объединяющим сиддха-видью и маха-видью. Трипура-Сундари – это мудрость, которая применяется в физическом мире, главный принцип которого  –  гармония.

Иконография богини Трипура-Сундари

Трипура-Сундари часто изображается сидящей на лотосе, который помещается на теле Шивы. Шива же лежит на троне, ножки которого – боги Брахма, Вишну, Шива и Рудра. Иногда лотос растет из пупка Шивы. В других случаях он растет из Шри-чакры. Тем самым, она – само-возникающаяся, поскольку Шри-чакра – это и есть сама богиня. Она в гармонии с Шивой, с Вселенским сознанием, поэтому она и сама цветет в свете своей саттвы.

Иконография - Трипура-Сундари
Иконография – Трипура-Сундари

Лотос есть символ чистоты и духовного преображения. Символизирует духовное совершенство, так же он есть символ власти, творческая основа Вселенной, чистота и трансцендентность.

«Она пронизана светом восходящего солнца. В четырех своих руках она держит аркан, стрекало, стрелы и лук».

Стрелы и лук, как мужской  и женский принцип, принцип Шивы и Шакти, символизирует победу над желаниями, в особенности бога Камы. Стрекало и аркан – символ власти, контроля и управления над временем, желаниями и привязанностями. В некоторых вариантах иконографии у нее в руках трезубец, что является символом покорения и контроль 3 миров (подземный, земной и небесный) и 3 гун (тамас, раджас и саттва).

Трипура-Сундари – это Шри-видья, конечное знание, которое охватывает 3 мира. Это цветение источника, которое проявляется в способности применять одновременно сиддхи, трансцендентное  знание и мудрость деятельности. Она – знание о трансцендентном состоянии и его проявлениях в виде блаженства, красоты и любви,  несет силу совершенства и поддержания.

Значение имени красота, которая превосходит все в трех мирах, «шестнадцатилетняя»
Гуна саттва
Мир все три мира
Цвет
Семенная мантра АИМ, КЛИМ, САУХ
Мантра ХРИМ КА ЭИ ЛА ХРИМ ХА СА КА ХА ЛА ХРИМСА КАЛА ХРИЙ
Видья шри-видья, знание о расцвете, совершенстве, гармонии и красоты

Янтра – Махавидья Трипура-Сундари

Янтра - Махавидья Трипура-Сундари
Янтра – Махавидья Трипура-Сундари

 


Читайте также по теме:

Кнопка «Наверх»
Закрыть