Богиня Чиннамаста

Богиня Чиннамаста

Чина означает «отсекать», а маста – «голова». Богиня Чиннамаста отсекла голову самой себе.

Голова – это центр всей деятельности разума, а отсечение ее – прекращение активности рассудка – остановка движения мысли (вритти).

Чиннамаста – это конец всего существования или завершения всего горящего, вечного поглощенного цикла жизни, который предшествует воскрешению и влияет на него. Тем самым она танцует свой танец разрушения. Это тандава, танец Шиве, который исполняется при разрушении феноменального мира.

В Пранатошина-тантре есть такая история о ее происхождении:

Однажды Парвати отправилась купаться на реку вместе со своими спутницами Джаей и Виджаей. Через некоторое время ее спутницы попросили покормить их. Она велела им подождать, но они вновь и вновь просили ее: «Ты, Мать вселенной! Дитя может просить у Матери все что угодно… Мы умираем от голода». Услышав эти искренние речи, милосердная богиня улыбнулась и отсекла себе голову. Ее голова упала на ее левую ладонь. Три потока крови брызнули из горла; левый и правый попали в рот ее спутницам, стоящим по бокам, а центральный в ее рот.

В целом, обезглавливание – это символ духовных и медитативных умений.

Чиннамаста олицетворяет духовное достижение в контроле «внутренних ветров» и силу Кундалини. В связи с этим ее еще называют Сушумна-свабхашни. Она – космический процесс в ритмах созидания и разрушения, гармоничная смена «давать» и «брать», жизни и смерти.

Так же Чиннамасту называют яростной, Праганда-Чанди. Пара означает «высшая» и чанда – «появившаяся прежде». Она представляет собой Шакти Шивы-кабандхи – того, кто разрушает феноменальный мир с наступлением Пралайи. Эта шакти пребывает даже за пределами изначальной природы, Парапракрити.

Поклонение Чиннамасте приносит силу воли и способность прямого видения; ее сиддхи – это управление трех каналов Ида, Пингала и Сушумна или же невежеством, гневом и привязанностью.

Иконография богини Чиннамаста

«…в левой руке, держащую собственную отрубленную голову с раскрытым ртом; волосы ее растрепаны и она пьет кровь, струей бьющую из ее же собственной шеи. Она восседает на Рати и Камадэве, занимающихся любовью… Справа от нее находится Варнини, одержима гуной раджаса; она белого цвета, с распущенными волосами и держит меч и чашу из черепа. Она радостно пьет кровь, струящуюся из шеи богини. Слева от богини Дакини, тоже пьющая кровь; она одержима гуной тамас и наслаждается миром в его состоянии растворения».

Иконография - Чиннамаста
Иконография – Чиннамаста

Отсеченные головы символизируют остановку деятельности 5 чувств, которая приводит к развитию чувства, размещающегося в аджна-чакре. Голова, как начальник всех частей тела, заключает в себе суть человека. Без головы нет личности. Это и есть отсечение «эговости» и олицетворяет освобождение, особенное состояние расширенного пробужденного сознания. Она – персонификация свидетельствующего сознания, сознания невовлеченного в игры материального мира.

Ее позиция на Рати и Камадэве олицетворяет йогический контроль. Свами Аннапурнанандана говорит, что она  жертвует собой ради своих почитателей в Великом порыве любви к ним, как акт самопожертвования. И способна она на это лишь благодаря тому, что она превзошла или держит под контролем эгоистические и сексуальные желания. Так же это означает пробужденную энергию Кундалини. Это рассматривается как первое пробуждение духовного сознания человека в подготовке к духовному восхождению.

Кровь, которая хлещет из ее горла, олицетворяет восходящий поток кундалини, пронизывающий все узлы (грантхи)чакр и очистившийся центральный канал, сушумна-нади. Сила восходящего потока кундалини, восходящего духовного сознания ударяет в самую верхнюю чакру – тясячелепестковый лотос с такой силой, что сносит голову, то есть преображает все условные, обыденные ограниченные ментальные конструкции.

Три текущих вниз струи крови, вливающихся в три рта – символизируют поток нектара, который омывает садху после соединения Кундалини и Шивы в самой верхней чакре.

Так же 3 фигуры означают 3 канала: центральный – сама богиня, сушумна-нади; боковые соответственно – ида и пингала-нади.

Таким образом, Чиннамаста – это знание об усмирении ума, о том, как «отсекать» голову и пребывать в трансцендентном; она есть – шуддха-видья.

Значение имени «отсекать голову»
Гуна раджас
Мир
Цвет
Семенная мантра ХУМ
Мантра ШРИМ ХРИМ КЛИМ АИМ ВАДЖРА ВАИРОЧАНИЙЕ ХУМ ХУМ ПХАТ СВАХА
Видья шуддха-видья, знание о усмирении ума

Янтра – Махавидья Чиннамаста

Янтра - Махавидья Чиннамаста
Янтра – Махавидья Чиннамаста

Читайте также по теме:

Кнопка «Наверх»
Закрыть