Бхайраватантры и их место в тантрической Шайва литературе.

Существует несколько схем классификации тантрических писаний.

Деление литературы проходило на основе различных почитаемых божеств и их мантр. Наиболее раннее деление – это деление по потокам (srotas). Нетратантра (9.11) делит Шайва традиции на три потока: правый (dakṣiṇa), левый (vāma) и совершенный (siddhānta) или средний (madhyama).

Средний поток имеет отношение к Шава агамам и почитанию Садашивы, правый – к Бхайрава тантрам, и левый – к почитанию Тамбуру Бхайравы и 4-х сестер. Последняя группа писаний практически не дошла до нашего времени, так как сохранился только один текст, Винашикха тантра. Этот текст магического содержания описывает методы достижения мирских целей с помощью ритуалов и мантр.

Аналогичное деление представлено и в Брахмаямале, которая возможно предшествует Нетратантре. Брахмайамала характеризует эти же три потока на чистый, смешанный и не чистый потоки (śuddha, miśra, aśuddha). Бхайраватантры являются (подсекцией Видьяпитхи, см ниже) частью правого, чистого потока. Ваматантры относятся к не чистому, а сиддханта – к смешанному потокам.

Более того, добавляется четвертый, нижний поток (adhaḥ srotas), к которому принадлежат Гаруда и Бхута тантры, имеющие дело с целительством и экзорсизмом. Srīkaṇthīyasaṁhitā, писание школы Трика тоже делит традиции на три потока, но по принципу дуализма, дуализма-не дуализма и не дуализма (bheda, bhedābheda, abheda). В данном случае, ваматантры опять принижаются в статусе будучи двойственными, а бхайрава тантры относятся к эзотерическому, не двойственному направлению. Srīkaṇthīyasaṁhitā, будучи более поздней, чем Брахмайамала, возвышает статус Бхайраватантр еще и тем, что выделяет их не как часть других учений, а как самостоятельный поток. Сиддханта же наоборот, принижается, лишаясь своего статуса и отправляясь на позицию нижнего потока (adhaḥ srota).

Второй распространенный способ делить учения – это длеление на пять āмнāй, или сротас, традиций, поведанных ликами Садашивы. Прежде всего этот способ классификации принят в Шайвасиддханте. Согласно Камика агаме пять ликов Садашивы поведали пять типов или потоков (сротас) писаний.

Камика-махатантра – агама, Пурва-бхага (Iя часть), гл. Тантра-аватара, 17b -19:

laukikaṁ vaidikaṁ caiva tathādhyātmikameva ca /17b
atimārgaṁ ca mantrākhyaṁ tantrametadanekadhā /
sadyovāmamahāghorapuruṣeśānamūrtayaḥ //18//
pratyekaṁ pañcavaktrāssyustairuktaṁ laukikādikam /
pañcaviṁśatibhedena srotobhedaḥ prakīrtitaḥ //19//

,,Это учение/писание (тантра) <распространено> в виде (пяти) разных (потоков/линий преемственности): лаукика (,,мирскoе‘‘), вайдика (,,ведическoе‘‘), адхйатмика (,,духовное/относящееся к Духу‘‘), атимарга (,,высший/превосходящий путь‘‘), мантра(-марга/-тантра) (,,путь мантр/ учение/писание о мантрах‘‘). (Существуют) образы/формы (Шивы) Садйо(джата), Вама(дэва), Махаагхора, (Тат)пуруша и Ишана. Каждый из этих (пяти образов) стал пятиликим/имеет пять ликов и этими (пятью образами Шивы, у каждого из которых по пять ликов,) были произнесены/рассказаны лаукика и другие (учения/писания). (Так), с разделением (пятиликого образа Шивы) на 25 (ликов), появилось разнообразие потоков/линий преемственности (знания/писаний).‘‘

Примечание:

В связи с данной пятеричной схемой, M. Dyczkowski в своей книге ‘‘The canon of Saivagama and the Kubjika Tantras of the Western Kaula tradition‘‘ (Varanasi, 1989, p. 31), ссылаясь на Камика-агаму (= Камика-махатантру), привел следующую таблицу соответствий:
,,Таблица 2: трактаты и писания, сказанные ликами Садашивы.
Направление/сторона света – Лик – Karaṇeśvara <*> – śāstra <**>
Запад – Sadyojāta – Brahmā – Laukika
Север – Vāmadeva – Viṣṇu – Vaidika
Юг – Aghora – Rudra – ādhyātmika
Восток – Tatpuruṣa – īśvara – Atimārga
Верхнее/верхняя – īśāna – Sadāśiva – Mantratantra ”
<* – Владыка, способствующий созданию/написанию шастр/тантр (учений/писаний/трактатов).
** – писание/учение.

Затем Ишана лик, принимая опять пятиликую форму, поведал пять видов писаний мантратантры:

Лик Направление Шастра Шастра 5и ликов Ишаны
Sadyojāta запад Laukika Bhūta
Vāmadeva север Vaidika Vāma
Aghora юг Ādhyātmika Bhairava
Tatpuruṣa восток Atimārga Gāruda
Īśāna верх Mantratantra Siddhānta

Третий способ деления Шайва писаний не включающие в себя Шайвасиддханда агамы, а посвященные культу Бхайравы, известны под общим названием Mantrapīṭha (Место для мантр, или корпус мантра-текстов) со Сваччханда тантрой во главе, которая посвящена культу Сваччханда Бхайравы и его супруге Агхорешвари. Другое направление в той же системе деления тантрических направлений так же имеет отношение к культу Бхайравы – Vidyāpīṭha (место для богинь знания, или корпус Видьйа текстов) – с Jayadrathayāmala (или Śiraścheda) во главе.

В эту же группу приписываются и ямяля тантры (Брахмайамала). Эти две питхи так же называются правой и левой (dakṣina, vāma) по принципу женкое и мужское направления, так как мантрапитха – это тексты пропогандирующие мужские мантры, а видьйапитха пропагандирует женские мантры. Этот способ деления следует отличать от деления на сроты или потоки, описанные выше, так как там правое и левое деления связаны все таки с правым или южным (Агхора = Бхайрава) и левым или северным (Вамадева) ликами Садашивы. Другие две питхи, входящие в эту систему – мандалапитха и мудрапитха – не включают в себя Бхайрава тантры.

Любая из описанных классификаций содержит группу текстов или традиций, связанных с почитанием Бхайравы, как отдельное направление. Традиционно количество Бхайрава тантр названо 8×8=64. Сокральность этого числа восходит, видимо к 64м йогини, супругами которых являлись Бхайравы, занимающие второстепенное положение (как в Тантрасадбхава).

В раннем корпусе сиддханта литературы, Нихшваса санхита приводится список 64 Бхайрава тантр. Винашикха антра которая говорит, что в тантре существует 64 направления. Это количество тантрических писаний стало вполне распространенным и каноническим. Брахмайамала говорит о существовании 64 тантр. Джаядратхайамала тоже включает их в свою систему классификации. Этот список из 64 обычно группируется в 8 серий, связанных с определенными Бхайравами – Бхайраваштака.

В Нихшваса самхите (≈ 6 в.н.э.) мы находим классификации тантр на 8 Бхайрав, 8 Bahūrupa, 8 Ямал. Брахмайамала говорит о классификайии 8 раз по 8. Более поздний текст Srīkaṇthīyasaṁhitā тоже разбивает тексты на 8 групп согласно 8 Бхайравам, 8 Ямал (Брахмайамала и т.д.), 8 матерей (Рактамата и т.д.), 8 Матангала (Бхайрави и т.д.), 8 чакр, 8 Бахуруупа, Ваагииши и Шикха. Эти классификации текстов действительно очень близки к реальности. Мы действительно имеем тексты с названиями, оканчивающимися на ямала, мата, матанга, бахурупа, шикха.

Интересно, что когда дело доходит до конкретного списка текстов, он весьма варьируется от писания к писанию. Некоторые названия текстов не удалось обнаружить в других списках, а некоторые знаменитые тантры, как Куларнава или Нетра не вошли ни в один из известных списков. Очевидно, что количество 64 недостаточно, чтобы охватить все тексты. Более того, тексты не включенные в список появились возможно позже, после составления того или иного списка.

Так или иначе, но традиционная классификация тантрических писаний поклонения Бхайраве связана в восмеричной схемой и 8ю Бхайравами. Хотя Бхайрава тантры и включены в более широкие схемы, они выделяются как самостоятельная, хорошо сформировавшаяся группа, со своим собственным способом делений. Долее того, эти деления и списки восьми Бхайрав очень похожи и повторяются из текста в текст.

Вот списки основных 8и Бхайрав в ŚKS, BY, JY и первые 8 Бхайрав в списке из 64 Бхайраватантр в PLSS:

PLSS ŚKS BY JY
Svacchanda Svacchanda Svacchanda Svacchanda
Caṇḍa Bhairava Caṇḍa Krodha
Krodha Caṇḍa Krodha Unmatta
Unmatta Krodha Unmatta Ugra
Asitāṅga Unmatta Asita Kapālī
Ruru Asitāṅga Ruru Jhaṅkāra
Kapālīśa Mahocchuṣma Jhaṅkāra Śekhara
Samuccaya Kapālīśa Kapālīśa Vijaya

Pratiṣṭhalakṣanasārasamuccaya (PLSS) Srīkaṇthīyasaṁhitā (ŚKS)

Brahmayamala (BY) Jayadrathajamala (JY)

64 Бхайрава тантры из канона Джаядратхайамалы:

Учитель Тантра Группа Соответствующая тантра в ŚKS
Durvāsa Svacchanda 1.      Bhairava Svacchanda
Sanaka Caṇḍa Bhairava
Viṣṇu Krodha Caṇḍa
Kapila Unmatta Krodha
Kasyapa Asita Unmatta
Kuru Ruru Asitāṅga
Samvartta Jhaṅkāra Mahocchuṣma
Śaṅkhapāla Kapālīśa Kapālīśa
Bhṛgu Brahma 2.      Yāmala Brahma
Cetas Rudra Viṣṇu
Nidhisa Viṣṇu Svacchanda
Viśvāmitra Skanda Ruru
Gautama Gautamīyā X XX X
Gālava Atharva Ātharvana
Yajnavalkya Vetāla Rudra
Vibhāṇḍa Ruru Vetāla
Kurcāla Raktā 3.      Mata Rakta
Krandana Peṭikā Lampaṭa
Kaṅka Bhāruṇḍīi Lakṣmīmata
Kekara Īḍā (Huha) Mata
Kānana Piṅgalā Cālikā
Kṣamī Nīlakeśī Piṅgala
Koṭarākṣa Śambarā Utphullaka
Samvartta Uiphullā Viśvādya
Bindu Bhairavamaṅgald 4.      Maṅgala Picubhairavī
Sabindu Candragarbhā Tantrabhairavī
Śatātapa Śāntimaṅgalā Tata
Parāśara Sumaṅgalā (= Brahmā + Rudra) Brahmikala
Āpastamba Sarvamaṅgalā Vijayā
Ambubhuk Vijayamaṅgalā Candrā
Vyāsa Viśvāmbā (=Ugramaṅgalā) Maṅgalā
Kātyāyana Adbhavāmaṅgalā Srvamaṅgalā
Ulūka Svara 5.      Cakra Mantra
Sthūlanāḍī Varṇa Varṇa
Haṁsa Nāḍī Śakti
Haṁsarava Guhya Kalā
Śuka Kāla Bindu
Manu Saura Nāda
Pīta Vāhneya Guhya
Akṣaka Somaja Kha
Vaśiṣṭha Śaukrī 6.      Śikhā Bharavavīśikhā
Dakṣaśukra Maṇḍā Vīṇā
Kanaka Mahocchuṣmā Vīṇāmaṇi
Kokila Bhairavī Sammohana
Śuka Śambarī Ḍāmara
Viśvabhuk Prapañśakī Atharvaka
Kaśyapa Mātṛbhedī Kabandha
Śveta Rudrakālī Śiraścheda
Bṛhaspati Andhakī 7.      Bahurūpa Andhaka
Yamoghaṇṭa Rurubhedā Rurubheda
Kaṅkara Śaṅkhā Aja
Śyāmaka Śūlīnī Mūla
Śikhī Karṇāmotī Varṇabhaṇṭa
Karṇa Ṭāṅkī Viḍaṅga
Jatā Jvālinī Mātṛrodhana
Adhīśa Mātṛrodhanī Jvalin
Haṁsa Siddhā       8.  Vāgīśa Bhairavī
Soma Citrā Citrikā
Anuloma Hṛllekhā Haṁsā
Viloma
Lomaka
Bhairavī
Kadambikā
Kadambikā
Hṛlekhā
Śata Haṁsinī Candalekhā
Jaṭa Haṁsamālā Vidyullekhā
Vālmīka Candrakoṭī Vidyutmat