ТАНТРИЗМ

Антропология тантризма

Антропология тантризма

Тантризм не обходит своим вниманием архаическую проблему соотношения макро — и микромиров.

Если макромиром является окружающий универсум, мифологически окрашенный, то микромир сосредоточен в индивидуальной телесной сфере и как таковой антропоцентричен. При этом микромир — это не “плотное” (физическое) тело, а более тонкий его уровень. Йога позволяет тантре созерцать внутренние пространства как сущностно идентичные “внешнему” символическому, сакральному космосу.

Человеческое тело попадает в зону особого внимания со стороны тантры. Тантрический йогин видит свое тело-микрокосм как состоящее из различных уровней, вбирающих друг друга. Каждый из них сопоставлен с макрокосмическим аналогом. Тело состоит как минимум из пяти подобных слоев: это тело плотное, тело “жизненное”, интеллект, сознание и “тело божественной радости”. Порядок восхождения этих “тел” показывает, что между ними нет по сути принципиального различия.

В конечном счете он доказывает идентичность материи и духа: и та, и другой оказываются разными формами энергии. Материя — оцепеневшая энергия (джада), тогда как дух — полностью раскрывшаяся энергия, вернувшаяся к собственным истокам. Тантра предлагает путь к сублимации плотных компонентов тела в более тонкие. Это непосредственно связано с тантрическим представлением о достижении бессмертия уже в земной жизни индивида.

Тело несовершенное посредством определенных упражнений становится совершенным (пурна). “С помощью тела практикующий может контролировать вселенскую энергию”. Помимо вертикальной структурации тело-микромир в тантре воспринимается и “горизонтальным” образом: в этом случае тело превращается в совокупность участков различной степени сакрализованности. Континенты, океаны, горы, реки, сакральные маршруты “внешнего” мира имеют параллели на микрокосмическом уровне. Так, позвоночный столб коррелирует с мировой горой Меру, каналы энергии — с реками, и т. д.

ИТФ развивает идею центров энергии (чакра). Эти центры располагаются в тонком теле человека, один над другим; их традиционно насчитывается шесть, и еще один, седьмой, рассматривается отдельно.

Важное значение имеет в тантризме феномен кундалини. Это особая спиритуальная сила, пребывающая у основания позвоночника. Пробуждение кундалини совпадает с началом развертывания внутренней духовной квинтэссенции и распадом физической материальности. Тогда кундалини движется вверх по главному из множества энергетических каналов, которые пронизывают все тело, а именно по сушумне.

Человек в ИТФ воспринимается также в духовном измерении. Так, выделяется три класса духовных существ. Первый класс, пашу, есть уровень низшей духовной активности, характерен для людей обычных, живущих материальными интересами. С другой стороны, пашу — низшая ступень тантрического неофита, старательно исполняющий практики “двойственного” типа.

На втором уровне (вира) почти исчезает дуалистичность, имевшая место в предыдущем случае, адепт переживает единство с Богом. Однако сохраняется некоторая агрессивность и элементы гордыни. Вира использует наиболее шокирующие обывателей средства освобождения, что не раз давало неприятелям тантры повод к ее критике.

Третий уровень — дивья, божественный. Обретение полного пробуждения души, полная гармония и выход за рамки кармической обусловленности. Это и есть состояние “освобождения при жизни” (дживанмукти).

В тантризме высочайшим уважением окружена фигура наставника (гуру). Гуру — объект религиозного поклонения, приравненный к богам. “Гуру-тантра”: “Гуру — тот, кто дарует мокшу”. Считается, что учитель в процессе инициации сообщает ученику благодатную духовную энергию (шактипата), формирующую необходимый фундамент для его последующего развития.

Теги

Другие записи в рубрике

Close