ТАНТРИЗМ

Абсурд и Хаотическая Сила

Абсурд и Хаотическая Сила

В шайва-шактистской мистической среде бытуют расхожие представления о Шиве как о трансцендентном вселенском Со­знании, исполненном высшей мудрости и знания, а о Шакти — как о безграничной всеблагой Силе, что нераздельна с господом Шивой. Все это, с определенной точки зрения, так, однако та­кие символы не дают исчерпывающего представления о Шиве и Шакти.

Немногие осмеливаются глубже прочувствовать Созна­ние, Энергию и назвать их иными словами — Абсурд и Хаоти­ческая Сила. Ведь поклоняться Абсурду — абсурдно, а почитать бессмысленную Силу Хаоса — безумно. Потому-то многие не согласны с такими эпитетами божественности. Однако для продвинутых бхайравайтов линии Трикасамарасья Каула почита­ние Шивы и Шакти как Абсурда и Хаотической Силы очень важно. Ведь именно эти символы, как ничто другое, выводят на интуитивное понимание высшей и глубочайшей Гармонии.

Смот­рите — Шива трансцендентен, он за пределами времени и про­странства. Что значит «за пределами времени»? Это значит, что Шивы не было в прошлом, нет сейчас и никогда не будет в будущем. Что значит «вне пространства»? Это значит, что Шивы нет ни вверху, ни внизу, ни впереди, ни сзади, ни слева, ни справа, ни посередине. Так что это за Бог, которого никогда и нигде не было и не будет, однако он является основой для всего на свете? Не абсурден ли такой Бог и вера в него?

Приступим к рассмотрению Шакти. Учение говорит, что все энергии мира — разные проявления одной универсальной силы, божественной энергии. Эта энергия проявляется как множе­ство сил, основными из которых являются: сила созидания (сришти), сила поддержания (стхити), сила разрушения (самхара), сила сокрытия божественности (тиродхана) и сила са­мораскрытия божественности (ануграха). Следовательно, эта сила, точно мать, порождает живые существа, как разумные, так и нет, как добрые, так и злые, затем поддерживает их суще­ствование, но после сама пожирает, разрушает все свои детища.

Выступая как тиродхана, Шакти рождает сансару, мир рабства, полный страдающих живых существ. Выступая же как ануграха, Шакти пробуждает живые существа, возвращая их в осоз­нание своей божественной природы. Есть ли логика, смысл и порядок в том, чтобы порождать как злое, так и доброе, а затем убивать свои детища; сперва заточать живые существа в сансаре, где они скачут от радости к страданиям и наоборот, а потом шактипатом пробуждать их, даруя божественную самореализа­цию?

Все это выглядит как совершенно бессмысленная хаоти­ческая активность. Вот и получается — Абсурд и Хаотическая Сила. А мы их единокровные дети, живущие в мире, созданном по образу и подобию творцов. От того-то в нашем мире столько парадоксов и противоречий. Трусливые и глупые отворачива­ются от правды, не в силах ее понять и принять. Метина слиш­ком чужда и нечеловечна для таких людей.

Поэтому-то они и выдумывают такие религии, в которых все настолько, насколь­ко возможно, разложено по полочкам в конкретном порядке. Они следуют таким религиозным воззрениям, в которых зло и добро надежно метафизически отделены одно от другого, в ко­тором силы Света борются с силами Тьмы, и Свет обязательно, якобы, рано или поздно победит. Однако такие неверные и наи­вные представления не делают человека адекватным Реальнос­ти. Как героин, эти верования погружают человеческий ум в сон обольщения. Через короткое время иллюзии разбиваются о несокрушимую скалу Реальности, и наступает наркотическая ломка.

Бхайравайт-каула отважен и смел. Он/она стремится к по­стижению и обретению Истины и видит путь к гармонии в не­раздельности с Истиной, с Реальностью. Порой бывает страш­новато принять все, как есть, однако нет иного выбора, кроме как преодоление человеческих комплексов и страхов и выход из тюрьмы иллюзии на вольный простор дикой, изначальной, пер­возданной свободы.

Все эти доктрины соответствуют тому, как символически мы изображаем Шиву и Шакти, Бхайраву и Бхайрави, их един­ство и путь к этому единству. Взять, к примеру, облик Самарасьи — полной интеграции Бхайравы, Бхайрави и их адепта-тантрика. Когда иконографически тантра хочет показать единство Шивы и Шакти, Сознания и Энергии, божества рисуются со­единившимися в сексуальном союзе, образующими Йамалу.

Еще более полным олицетворением интеграции будет форма Ардханаришвары. Здесь уже речь не идет о двух. Фигура лишь одна — одна половина тела выглядит как Шива, вторая — как Шакти. И наконец, полное единство, целостность, нераздельность обо­значаются образом Самарасьи. Самарасья является Андрогином. Оно самодостаточно и безбрежно, исполнено совершен­ной гармонии. Тело Самарасьи чернее ночи, однако в этой тьме сияют звезды, олицетворяя собой весь свет мироздания. Боже­ство имеет крылья летучего существа и хвост рептилии, что выражает единство материи и духа, земли и неба, формы и сути.

Образы иконографии Трикасамарасья Каулы парадоксаль­ны, как Бог и мир. Они одновременно божественны, человечны и звероподобны. Они пылают и гневом, и любовью, они оттал­кивающе страшны, но в то же время красивы и привлекатель­ны. Они несут в себе и смерть, и сексуальный импульс. Божественность, демоничность и нечто совершенно запредельное присутствует в этих образах. Однако парадоксальность обра­зов не вызывает диссонанс у людей с тонким вкусом. Все эти якобы противоположные качества и атрибуты неотъемлемы друг от друга в высочайшей гармонии нашей Реальности. Это очень отчетливо ощущается нашим сердцем при практике созерцания иконографических изображений.

Чем дольше ты медитируешь на своего иштадэву, тем более ты становишься единым с ним внутренне и похожим на него внешне. Это одна из причин, по которой мы, тантрики, выгля­дим и живем именно так, а не иначе. Сутью садханы является самораскрытие. Мы люди призываем из самых бездонных глу­бин нашего сердца себя-бога, и то, не имеющее имен, всплывает на поверхностные слои бытия, обретая понимание, что глуби­на, средние слои и поверхность, сознание, энергия и телесная форма — суть одно.

Секрет обретения этого состояния — в са­мораскрытии. Ты перестаешь быть куклой, марионеткой, сансарной обезьяной. Маски сброшены, и ты уже не играешь чу­жие роли. Ты обрел себя истинного, себя подлинного и из кле­ток сансарного курятника вернулся в свой настоящий дом, ма­гическое обиталище само-совершенства.

~ Мир Закатного Солнца / Адинатх М. Джайадхар / ~

Теги

Другие записи в рубрике

Close