10 Махавидий Шакти

Значение «Махавидьи» - обретение 10 мудрости

10 Махавидий Шакти

В переводе с санскрита «Махавидья» означает «Маха» – великое, «Видья» – знание. Великое знание, персонифицированное как десять женских божеств.

Махавидья (mahavidya) – это причинное сущностное тело богини, душа мира, неуничтожимая духовная форма, находящаяся в неразрывном единстве с Шивой.

Десять Махавидий – это различные формы высшей трансцендентной реальности Шакти (энергии).

Десять Махавидий – это десять форм, в которых богиня приносит просветление посредством освобождающего знания. Они воплощают в себе целостное знание Вселенной. Богини являются воплощением циклов жизни, сущностью всех уровней жизни. Они вдохновляют и шокируют, расцветают и увядают одновременно.

Махавидьи – это вселенские процессы, великие энергии, делающие этот мир проявленным, регулирующие каждое движение, дыхание каждого атома. Считается, что благодаря Матери садхак получает плод четырех целей человеческой жизни: Дхармы, Ардхи, Камы и Мокши. Она – Бытие, Сознание, Счастье или Блаженство – Сат-чит-ананда. Богиня ведет садхака к пониманию и осознанию своей истинной природы и освобождению от пут материального мира.

Десять богинь представляют целый спектр аспектов реальности: от самой ужасной до светской и умиротворенной, от необычайно возвышенной до самой грубой и загрязненной.

Десять Махавидий – это десять основных энергий, проявляющихся как огромное разнообразие вселенских процессов.

Даша Махавидья – «десять великих мантр». В тантрах говорится, что богиня и мантра одно и то же. Ни мантра принадлежит божеству, а мантра есть сама богиня.

«Различия между мантрой и Видьей состоит в том, что первая относится к мужским божествам, а вторая к женским».

«Суть мантры  есть присутствие божества: только та мантра, в которой божество проявило свои качества может раскрыть свой аспект».

«Мантры, поющиеся для Махавидий, возвращают шактам – поклонникам Богини Матери – вкус настоящей жизни, истины. За преданным Махавидья следует сама, как бы это странно ни звучало» [Знак].

Богиня, которая есть мантра, проявляется и существует только пока звучит мантра. Она пребывает в латентной форме до тех пор пока не произнесут ее мантру – сущность, которая оживляет ее. Мантра здесь выступает, как средство реализации цели знания. Махавидьи как мантра представляют свой аспект осознанности, сознания или умственных способностей, связанных с мантра-садханой.

Таким образом, Десять Великих Махавидий – это десять великих мантр, с помощью которых знание преображается, пробуждается или обнаруживается внутри. Обрести Знание (видью) можно лишь постигнув сущность каждой богини.

К примеру, традиция 84 махасиддхов, которые практиковали буддийскую и индийскую тантру, связаны с тем, что изначальное посвящение в поток учения давали именно Дакини или же одна из Десяти Махавидий.

Махавидья – это мудрость, которая позволяет применять знание во всех случаях жизни; это универсальное знание. Каждая Махавидья раскрывается сначала как практика поклонения, потом как мудрость, потом как светимость и далее проявляется как сиддхи.

Десять Махавидий – «все они одно» – так подчеркивается во всех священных текстах. Они произошли от одной богини; они – разные грани, аспекты или аватары этой богини. Число Махавидий тоже бывает разное. В Нируттара-тантре перечисляется 18 Махавидий, а в Нарадапанчаратре говориться, что их существует 7 миллионов. Тем самым богиня может проявлять  себя в огромном разнообразии форм.

Так же 10 Аватаров Вишну служат моделями 10 Махавидий. В одном из мифов описывается, что 10 аватаров произошли из ногтей Махадэви и что Махавидьи, которые тоже является ее формами, подобны аватарам и созданы для преодоления адхармы.

В Индии в храме, расположенном в Рамакришна Матхев Варанасе, представлены 10 аватаров и 10 Махавидий. Так, согласно Гухьятигухья-тантре и Тодала-тантре Кали проявляет себя как аватар Кришны, Тара – Рамы, Бхуванешвари – Вамана, Чхинамаста – Нарасимха, Камала – Будда и так далее.

В Индии также принято выполнять особый ритуал, который называется Дас Махавидья Ягья – великое жертвоприношение огню. Он посвящен Десяти проявлениям Единой Вселенской Силы (Шакти) или десяти аспектам Божественной Матери, которая дарует Великую Мудрость. Ее еще называют Десять Мудростей Бога.

В отдельных тантрах, посвященных каждой из Десяти Махавидий, разъясняется природа, янтра, способ поведения, ритуал и блага, которые она дарует.  Известно два главных центра поклонения Даша-Махавидья – это Бенгалия и Митхила в штате Бихар, восточная Индия. В Митхиле, когда рождается ребенок, местный жрец назначает одну из десяти Махавидий его избранным божеством и человек обычно остается верным всю жизнь поклонению этому божеству.

У Махавидьи, как единой матери, множество имен. В трактате «1000 имен Лолиты» Шри Ади Шанкарачарья так описывает ее:

«Священная Мать, которая дает не только все хорошее, что любящая Мать дает своему ребенку, но так же высочайшее знание, знание Божественных вибраций тем, кто поклоняется ей».

А в Деви Упанишаде, отвечая на вопрос всех богов: «Кто Ты, о Великая Богиня?», сама Мать говорит о Своей превосходящей всё сущности:

«Я – сущностная форма Брахмана. От меня произошел весь мир, состоящий из пуруши и пракрити, из пустоты и непустоты. Я и в блаженстве, и в неблаженстве. Я и в постижении и непостижении. Я должна быть постигнута и в Брахме, и Брахмани. Я – пять космических элементов и вне пяти элементов. Я – весь этот непроявленный мир. Я – Веда и не-Веда. Я – Знание  и незнание. Я – нерожденная и не нерожденная. Снизу и сверху и повсюду вокруг – везде я».

Истории о происхождении Махавидий

В Маха-Бхагавата-пуране и Брихад-дхарма-пуране, а так же в Дэви Бхагаватам повествование о происхождении 10 Махавидий передается, как часть истории о жертвоприношении Дакши.

Однажды Дакша решил устроить великое жертвоприношение. Он пригласил всех небожителей, всех богов и богинь, кроме своей дочери Сати и зятя Шивы. Шива любил жить в уединенных местах и на кладбищах, окружая себя приведениями и гоблинами, он носил шкуры животных и иногда вовсе ходил голым. Дакше казалось, что он не годится дочери в мужья, поэтому он нарочно не позвал ни его, ни Сати на жертвоприношение.

Шиве было все равно, но Сати возмутилась и решила побывать на жертвоприношении для того чтобы разрушить его и выругать отца. Но Шива отказал ей, тогда Сатиджи открыла свои 3 ужасных глаза и сокрушила Шиву иллюзией. Он увидел перед собой черное тело, голое как пространство с растрепанными волосами, высунутым языком и 4 руками. Она была ужасна свирепа, вымокшая от пота, со страшными эмоциями на лице, увенчанная черепами, ее голос громко гремел.

Шива в панике искал, куда бы убежать. Но куда бы он не бежал, он видел перед собой эту ужасающую форму. Махадэв в жутком страхе спросил: «Кто тебя создал? Куда делась моя возлюбленная жена?»

Дэви ответила:«Я тонкая (вне досягаемости речи и ума) Муляпракрити, которая создает и разрушает. Благодаря обещанию, которое я прежде дала тебе (для твоего тапаса), я воплотилась в светскую девушку в доме Дакши. 10 ужасных форм, которые ты видел, все мои аспекты:

«Темная форма с ужасными глазами, которую ты видел перед собой, есть Кали.

Та, что выше твоей Шьямы (темно-синего) цвета, есть Махамайя Тара, тот самый образ Махакали. Очень худая и страшная Дэви, которую ты видишь справа, о высокодуховный Махадэв, есть МахавидьяЧиннамаста.

О Шамбху! Дэви с левой стороны есть Бхуванешвари. Та, что позади тебя, есть дэви Бхагаламукхи, разрушительница врагов.

Та, что предстает как вдова на юго-востоке, есть Дэви Махавидья  Дхумавати, великая Ишвари.

Дэви на эго-западе есть Трипура-Сундари (Камала). На северо-западе – Матанги, а на северо-востоке – Махавидья Шодоши, великая Ишвари. Та, что внизу, есть Бхайрави.

О Шамбху! Не бойся. Из множества моих форм (90 миллионов проявлений) эти 10 являются наилучшими».

«Садхаки, поклоняющиеся моим десяти формам, получают дхарму (справедливость), артху (богатство), каму (удовлетворение желаний) и мокшу (освобождение), а также силу Мараны (смерти), Уччхатаны (уничтожение противников), Кшобаны (волнения, беспокойства),  Мочеаны (порождения замешательства), Драваны (силу для борьбы, Стамбханы (остановки и параличи) и Видвешаны (возникновение ненависти). Эти Махавидьи должны храниться в тайне»…

Таким образом, Махавидьи образуют 10 закрытых дверей. Это же иллюстрируют и другие повествования их происхождения. Они появляются, когда Шива решает покинуть дом Парвати (либо дом Кали), чтобы удержать его.

Эзотерически это означает контроль 10 отверстий тела: двух глаз, ушей, ноздрей, рта, ануса, половых органов и брахмарандхи (макушки головы).

Тем самым, невозможно найти то место, где бы не было богини. Уйти (или убежать) от нее невозможно, потому что она заполняет всю Вселенную в той или иной форме.

Суть всех версий о происхождении Махавидий – просветлений Шивы.

Так же описывается эпизод, когда великая царица-войн Дурга сражается с демонами Шубхой и Нишубхой. В ходе сражения она создает несколько богинь себе в помощь.

А в Дэви-Бхагавата-пуране описывается, что боги призвали Махадэви на помощь, так как демон Дургама завладел вселенной и заставил Богов подчиниться. Она появилась в форме со множеством очей, из которых лились слезы при виде печальной участи богов, людей и всей земли. Ее звали – Шатакши-стоокая. Затем она раздала фрукты из овощей, возникшие из ее собственного тела.

Далее между богиней и демоном завязалась жестокая схватка. Богиня создала несколько групп-союзниц, помощниц в битве. Эти основные шакти (Махавидьи) вышли из ее тела. То есть они формы Махадэви, созданные для особого предназначения, для войны в борьбе с демоническими силами.

Десять Великих Махавидий – это Кали,Тара, Трипура-Сундари, Бхуванешвари, Чиннамаста, Бхайрави, Дхумавати, Бхагаламукхи, Матанги и Камала.

Шакти Другие имена Ночь поклонения Видья Соответствующее имя Шивы
Кали Махакали Маха-ратри Маха-видья Махакала
Тара Кродха-ратри Шри-видья Ашобха
Шодаши Трипура-сундари Дивья-ратри Сиддха-видья Камешвара
Бхуванешвари Раджрадвешвари Сиддха-ратри Сиддха-видья Трайямбака
Чиннамаста Чинна Вир-ратри Шуддха-видья Кабандха
Бхайрави Трипура-бхайрави Кала-ратри Сиддха-видья Калабхайрава/Дакшинамурти
Дхумавати Алакшми Дарун-ратри Шуддха-видья Вдовий аспект, нет Шивы
Бхагала Бхагала-мукхи Вир-ратри Сиддха-видья Эйкватра/Махарудра
Матанги Моха-ратри Шуддха-видья Матанг
Камала Лакшми Маха-ратри Шуддха-видья Садашива/Вишну

Читайте также по теме:

Кнопка «Наверх»
Закрыть